Антонио Порта - петербургский учитель А. И. Молчанова
1. Монетный двор в Петербурге
![]() |
Монетный двор |
На эскизе в
Мюнцкабинете завода с трудом, но можно разглядеть подпись архитектора Антонио
делла Порта. Соответственно, и авторство считается его. Но как-то
неокончательно, что ли. Скудные сведения об этом человеке не складываются в
портрет.
Одни пишут «Антонио
Порто», другие «Антонио Порта», иногда добавляется «делла». Остановимся на
версии с эскиза. Известно: итальянец из Швейцарии. Когда родился, где –
общедоступных сведений нет. В источниках можно обнаружить, что «некий известный
итальянский строитель Антонио Порта» перестраивал в 1682 – 1690 годах замокЛибоховице в Чехии. В польском Жагане есть дворец князя Альбрехта Валенштайна
(1627 – 1634), который строил Винченцио Боккачио, а перестраивал следующий
владелец, князь Вацлав Лобкович, уже по проекту своего придворного архитектора Антонио
делла Порта; еще он построил гимназию в барочном стиле.
То ли предок, то ли
однофамилец? «Наш» Антонио Порта, «практический архитектор», появляется,
например, в документах первого алтайского архитектора Андрея Молчанова:
маркшейдерский ученик был прислан в Петербург с Колывано-Воскресенских заводов
в 1786 году обучаться каменной кладке. На Барнаульском заводе хранится
аттестат, выданный Молчанову Антонио Порта – «за собственноручной подписью, с
приложением печати, 15 марта 1790 года». Порта писал: «находясь в ведении моем
с 786 года, обучен мною каменной кладке совершенно, так что сие мастерство он,
Молчанов, производить сам собою может, яко довольно на практике испытанной
человек, с наилучшим успехом. А сверх того, занимался он довольно учением и архитекторской
науке, в которой такоже немалое приобрел он знание».
Живет Антонио Порта в
доме № 19 по Кадетской линии (потом Съездовской) – и в 1800-х им владеет.
Руководит строительством Монетного двора, а также Врачебного училища при
госпиталях на Выборгской стороне – нынешней Военно-медицинской академии.
И вот тут начинаются
серьезные разногласия историков города. Есть авторитеты, которые отнимают
Монетный двор у Порта и приписывают самому Воронихину это «превосходное, хотя и
скромное на первый взгляд, сооружение в духе английского палладианства.
Украшений в обыденном смысле слова, т. е. колонн, пилястр или лепки, оно не
имеет, но самые массы его и две широких угловых башни, почти сливающиеся с
фасадом, очень выразительны и показывают, что постройка настоящего зодчего
может быть прекрасной при отсутствии налепленных украшений».
Интересная версия,
если учесть, что Воронихин не только возвел, как многим известно, Горный
институт (1806 – 1811), детище Берг-коллегии, но и многие здания
Военно-Медицинской академии, в том числе церковь. Главное здание же ВМА (на
улице Лебедева), которое начали строить по именному указу Павла I в 1799 году,
с размещением там канцелярии, конференц-зала, библиотеки, комнат для учащихся,
столовой, кухни, – будто бы создал все же Порта под влиянием Воронихина. А
великий архитектор – чуть ли не автор пейзажных и перспективных панно в духе
Гонзаго на стенах конференц-зала.
И вот тут дело
обретает совсем уж трагический поворот. Строительственным расходам вели строгий
учет (известно, что в 1799 – 1800 годах потратили 247 341 рубль и 75 с
половиной копеек) – и все же «поползли слухи о казнокрадстве и плохом качестве
постройки. Император Павел I отдал под суд основателя академии директора
Медицинской коллегии тайного советника А. И. Васильева и архитектора Антонио
Порто с помощниками. А. Порто, не желая смириться с несправедливым обвинением,
покончил жизнь самоубийством». Строительство возобновилось только в 1806-м.
Но есть и другая
версия, не менее грустная – хотя и дает итальянцу еще несколько лет жизни. В
1808 году на углу Девятой линии и Большого проспекта Антонио Порта начинает
строить особняк для португальского консула и виноторговца Педро Лопеса (нынче
это дом № 28). Но не пришлось архитектору и заказчику пить порто в тюльпановидных
бокалах.
Вот что сообщала наша
газета в том же 1808-м: «...сего июня с 17-го на 18 число в 11 часу ночи у
Португальского купца Лопеса в производимом строении обрушился свод, и хотя на
сей раз приключение сие никому вреда не причинило, но ясно обнаруживает
незнание ремесла того, кому производство того строения вверено было. А как по
исследованию о том открылось, что производил то строение архитектор Надворный
советник Порто и, следовательно, он и единый виновник в том. Дабы упредить
последствие подобных случаев... обязанным себя считаю, то происшествие и имя
виновника его архитектора Порто сделать для общей осторожности известным.
Подлинное подписано: князь Лобанов-Ростовский».
Военный губернатор
Петербурга, между прочим. И есть версия, что надворный советник Порта не
выдержал уже вот этого позора и повесился. В любом случае петербурговеды
говорят, что имя его после 1809 года нигде не упоминается.
Источники:
2. Императорская усадьба в Ропше
![]() |
Императорская усадьба (современный вид) |
В тот период в
окрестностях Петербурга возникали уже английские парки, напоминавшие
естественный пейзаж. Пейзажное паркостроение пришло на смену регулярному. В
архитектуре пышное барокко сменил строгий классицизм.
Отдавая дань
классицизму, архитектор Антонио Порта возвел в центральной части дворца
десятиколонный портик. Для этого заложен был фундамент из булыжника, на котором
возвели аркаду первого этажа, обработав ее рустом. На межарочные пилоны
поставили гранитные цокольные тумбы кубической формы, выполненные каменотесцами
Федором Ивановым и Петром Дорофеевым. На тумбы опираются колонны, сложенные из
кругов путиловской плиты (прочный известняк) с лепными капителями. Колонны,
объединяя второй и третий этажи центральной части, несут на себе классический
фронтон. Портик выдвинут вперед из-за того, что значительно выступает за
плоскость стен самая старая часть постройки - центральный корпус бывшего дома
Головкина. Сквозь колоннаду хорошо просматриваются окна двусветного Голубого
зала: на втором этаже - это, высокие прямоугольные окна, в третьем этаже - в
центре окно полуциркульное, а по сторонам - два круглых. Из Голубого зала дверь
ведет на балкон второго этажа, откуда открывается вид на Нижний парк.
Источники:
Комментариев нет:
Отправить комментарий